ЗАМЕНИТЬ ФОТО ОБЛОЖКИ

Димитри (Шв) , Дарио Фо (IT), Олег Попов (Россия), Пьер Этекс (Франция). Четыре академика покинули наш мир, отправившись в Небесную Академию.

Дарио Фо

великий балагур и потешник, нобелевский лауреат в области литературы и продолжатель традиции итальянской комедии дель арте, оказался, видимо, очень нужен там, в райском отделении Академии Дураков. Давайте вспомним вместе этого удивительного человека и художника, актера, режиссера, драматурга, сценариста, политического деятеля, педагога, теоретика театра и, наконец, клоуна.
Самый знаменитый его спектакль Mistero buffo, построенный на современном изложении средневековых притч, — это удивительный сплав комедии дель арте и сегодняшнего театра. Пожалуйста, найдите и посмотрите этот спектакль.

В 1997 году ему была присвоена Нобелевская премия. И как положено лауреату, Фо прочел свою Нобелевскую лекцию. Он сыграл для шведской публики, не очень знакомой с его театральным творчеством, небольшую пьесу, чем привел зал в немалое изумление, плавно превратившееся в восторг. Вот одно из впечатлений от этого выступления:

«/…/ Все вокруг заиграло на полную катушку /…/: Дарио улюлюкал, приседал, хрипел, плакал, хохотал, умирал, ржал, молчал, бился в торжестве. Дарио был одновременно и пешим солдатом, и всадником, и лошадью, и попавшим под нее крестьянином, и барышней — невестой солдата, и ветром в поле над его могилой. И генералом перед войском смертников, и бомбой над головами крестьян-солдат. Тут была и пантомима, и кукольный театр, и звукоподражание, и целый оркестр. И каждый из публики был персонажем этой печальной комедии-притчи. Причем сам Дарио Фо (ему 71 год) был профессионально выдержан, по-нобелевски серьезен. И горд. Он не просто жил на престижной сцене — он делал свою игру. Лекция закончилась полным торжеством таланта и искусства слова, сотворенного одним человеком».


Димитри

Он ушел от нас в июле. Печально. Говорят, когда с ним прощались его близкие, его ученики, его поклонники, они много смеялись, и много плакали, а еще пели… Клоун Димитри жилв маленьком городке на юге Швейцарии, где стоит его маленький театрик и работает его школа, куда люди ехали со всех концов планеты. Ехали, чтобы увидеть на сцене одного из самых знаменитых клоунов современности; ехали, чтобы пополнить ряды учеников знаменитой «Школы Димитри». Он родился в Асконе в семье художника. Когда мальчик подрос, его отправили учиться ремеслу гончара в Берн. Здесь и начались его первые выступления – в маленьких залах, вместе с группой студентов. Выступая все чаще, Димитри понял, что необходимо учиться, перебрался в Париж и примкнул к труппе Марселя Марсо. В 1971 году Димитри открывает свой театр, а в 1975 – свою школу, где наибольшее внимание уделяется таким дисциплинам, как пантомима, актерское мастерство, акробатика, танец, импровизация и жонглирование. До последнего времени Димитри выступал на сцене и руководил школой, которая заслуженно пользуется мировой известностью. Он писал книги и много размышлял о своей профессии и ее месте в современном мире. «Клоун… обладает способностью поймать краешек РАЯ. Нас можно было бы назвать «Клоунами потерянного рая». Действительно, клоуны, комедианты и актеры отчасти являются «детьми рая», потому что они находятся в постоянных поисках счастья… Если придет время, когда миру уже больше не будут нужны клоуны, в нашем мире будет ужасно печально. Тогда наступит холодное и расчетливое время… нечеловеческое время.» Теперь эти слова Димитри звучат как завещание!

(текст: Наташа Табачникова)