Любимые мультфильмы

Три тайны дураков
(13 советских мультфильмов, в которые влюблена Академия Дураков)

 

В мультфильмах нуждаются все. Даже те, кто мультфильмы не смотрит. Все чаще, взрослея, мы теряем стремительную летучесть фантазии. Костенеем однообразным ритмом взрослой жизнь. Но в любом мультфильме, как и в детстве, картонная коробка легко превращается в сказочный замок, собака в дракона, корыто в корабль. Растворяясь в текучем мире мультипликации, совершенно без напряжения принимаешь правила иного мира, где можешь стать капитаном или волшебником, драконом или полевым цветком.

Всего за 100 лет от своего рождения мультипликация создала рай. Мир без печали, где можно совершенно все. Можно стать Ёжиком, смело пробирающимся сквозь туман, где ждёт Лошадь Счастья, Настоящий друг и Дорога Домой. И главное, можно быть безнаказанно добрым, немыслимо влюблённым, невозможно свободным. Как любой ребёнок. Даже если тебе больше 100 лет.

Мультики стали повседневностью, спасая нас от ограниченности быта и капканов самолюбия. Летучий корабль мультипликации заменил нам крылья, облегчая ношу гравитации гравитации. Забывая проветривать наши квартиры, мы снова и снова очищаем наши души смешливым ветром фантазии, что трепещет в каждом мультике.

Современный мир перенасыщен мультипликацией. Новые технологии моделирования позволяют даже начинающему художнику воплощать свои фантазии на экране, трудно отличимом от плоскости планеты. Магия компьютерных трансформаций создаёт зеркала альтернативных миров, где можно воплотить иного себя, освобождаясь от липкой паутины привычек.

Но есть в истории мультипликации совершенно особые периоды. Предвоенная Америка 30-х годов. Япония 80-х, открывшая миру мультипликацию Миядзаки. «Золотой период» советской мультипликации 60-х по 80-е годы. Можно ли быть чудеснее чуда, волшебнее волшебства? Логика говорит, что подобное высказывание лишено смысла. Мультипликация показала – возможно!

Трудно понять, почему именно в эти странные периоды мир мультфильмов приобретал странную силу, заставляя реальность потеснится. Какая-то алхимия, возможно инопланетная, разрешала художникам и режиссёрам немного раздвинуть границы допустимого, выпуская в мир невероятных персонажей.
Галерея образов советской мультипликации удивительно разнообразна. Винни-Пух, Бременские музыканты, Чебурашка, Карлсон, и ещё сотни выдуманных героев вошли в мир советского ребёнка, совершая чудо истинного спасения. От страхов и печалей, рутины школы и скудости быта. Современные русскоговорящие родители дарят своим детям тот же мир добра и счастья, в котором выросли сами.

Америка создала свою галерею танцующего детства, наполняя свой мир энергией танцующего оптимизма. Говорят, что средний психологический возраст американцев не выходит за подростковые рамки. С этим легко согласится, погружаясь в мультипликационное счастье мультипликационной Америки. Микки Маус, Том и Джерри, Белоснежка, Серая шейка, и другие чудеса рисованного сна поддерживали американцаев в нежелании нежеланием взрослеть. И, как знать, может именно песни рисованных героев обеспечили расцвет «американской мечты» в глянцевых таблоидах.

У советской мультипликации свои тайны. Главная – нет никаких экономических или политических причин, благодаря которым советская мультипликация преодолела рамки воображения, дозволенного человеку . Золотой период советской мультипликации начался именно потому, что советская власть не относилась к мультфильмам серьёзно.

В советское время по умолчанию считалось, что «мульти-пульти» делают лучезарные идиоты. Бессребреники. Дураки. Так считали кинодеятели, вполне по-американски озабоченные прокатными доходами. Чиновники советского кино беззаботно относили мастеров мультяшек в категорию «несерьёзного», освобождая от всевидящего цензурного контроля.

Позже оказалось, что в «Союзмультфильме» собрались утончённые интеллектуалы, любители Проппа и Фрезера, читавшие Зигмунда Фрейда в подлиннике (например, Угаров, автор фильмов «На задней парте»). Освобождённая от потока подёнщины, советская мультипликация была исключительно авторской, индивидуальной. Создавала уникальные миры, скрываясь в тени образа «кина для деток».

Но есть три тайны.
Великие тайны настоящих дураков.
Спрятанные под хрупкую плёнку советских мультфильмов.

Любовь. В этом первая тайна. Советские мультики рождались от любви. Критериям конкуренции и спроса не было места в мире советской мультипликации. Финансирование тоже по остаточному принципу. А значит полный простор для древнего искусства дураков – создать из ничего радость нового мира.

Гораздо позже мультики, рожденные огромным трудом, в условиях острой нехватки средств и времени, собирали огромные аудитории, и не менее огромные доходы от проката. Но в тишине творения мультики возникали от глубокого влечения к выдумке. И странного желания воплощать самые утончённые фантазии в «несерьёзном» мире мультфильма.

В итоге суммарная аудитория мультфильмов превысила знаменитые советские фильмы даже тогда, когда не было ни видеомагнитофонов, ни интернета. Множество патриотических кинолент забыто. Но все советские мультфильмы живут за пределами своего времени, обучая новые поколения детей любить жизнь.

Свобода. Это вторая тайна. Любовь ничто без свободы. Почему дурак достигает успеха там, где все утверждают «это невозможно»? Для дурака нет никаких ограничений. Словно дураку кто-то шепчет с облаков: «Да ладно… Чё там… Все получится….Или не получится… Так никто же не знает!… А давай попробуем… Так никто ещё не делал…».

И дураки советской мультипликации пробовали. Так и этак. Не копируя. Не заглядываясь на достижения американцев. Избегая догматов социальной востребованности. Остерегаясь читать с кафедры мультфильмов проповеди окончательной истины. Создавая маленькие миры, в которых хочется жить.

Оказалось, что свобода, в которой пребывали советские мультипликаторы, весьма притягательная материя. Не имея фондов на весомые гонорары, мультипликаторы заманивали в свои мастерские лучших писателей, поэтов, композиторов, артистов. Чем заманивали? Свободой творчества. То, что нельзя было реализовать в потоке официального кино, в мире мультфильмов было возможно.

Кем бы стал Винни пух без голоса добряка Евгения Леонова? А каким был бы Трубадур без блистательного вокала Муслима Магомаева? Получая символические деньги, лучшие фантазёры планеты рисовали картинки, мяли пластилин, оживляли кукол, гнули проволоку, перекладывали спички. При этом много шалили и хохотали, ощущая, что прямо сейчас, в игре и забавах, возникает нечто новое, открывая двери в мир свежего воздуха.

Мы часто пересматриваем эти движущиеся картинки. По-настоящему живые, словно не прошло полвека. Время безжалостно летит вперёд. Но свобода образа, вибрация голоса, вольница жеста игнорируют условности физики. Волшебники советской мультипликации поселили в саду своих мультфильмов древнюю птицу Воли, помогая жить детям, которые придут в мир значительно позже.

Доброта. Третья тайна. Самая странная. Читая дневники советских мультипликаторов, все время удивляешься. Создатели хороших мультиков – хорошие люди. Без морализаторства.

Они легко отдавали последнее, помогая малознакомому приятелю. Тратили себя без остатка на работу. Пропадали неделями в мастерских и студиях. При этом находили какие-то часы для семьи, детей, любимых жён и мужей, не менее любимых друзей. Но снова бегом, на работу, ни на секунду не прекращая мастерить мультики в невидимых мастерских. В общем, нормальные такие юродивые. Блаженные. Дураки.

При этом мастера мультфильмов проявляли невероятную смекалку, хитрость, настойчивость, когда надо было защитить рисованных детей. Слишком часто советские приёмные комиссии пугались, вдруг осознавая, что в мире «несерьёзного кино» родился шедевр, пугающий силой высказывания.

Писатели Остер, Хаит, Успенский, Курляндский, по требованию цензуры много раз переписывали сценарии коротеньких мультфильмов. Трёхминутный сценарий фильма «Жил был пёс» писался год. Режиссёр Бронзит не нашёл ни одной возможности для своего «детского» кино на родине. А Франция помогла явится в мир удивительной истории, что случилась «На краю земли». «Фильм, фильм. Фильм» сначала был запрещён, потом рекомендован «только для взрослых». Что-то испугало приёмную комиссию в невероятно весёлой истории о том, как снимается настоящее кино.

Но я отлично помню свои 7 лет. Тайком от родителей я сбегал из дома к двоечнику и хулигану Вите, где можно было ночью смотреть телевизор. Только для того, чтобы дождаться удивительных мультфильмов для взрослых. Где взрослые по настоящему добрые, смешные, странные. А ещё — выдумщики и хулиганы. Как обычные дети. Даже утренняя взбучка меня не пугала. После «мультфильмов для взрослых» все казалось радостным театром. Значит и в углу можно постоять, наслаждаясь ночным приключением…

А знаете, мы сейчас слишком избалованы роскошью мультфильмов. Нам в любой момент доступны шедевры прошлого и настоящего. Не удивляясь, можем смотреть в любой миг шедевры французской, мексиканской, аргентинской, болгарской, японской мультипликации. Для нас теперь НОРМА, что в мультипликационном мире все может быть трансформировано, чтобы подчеркнуть силу героя или опасность злодея.

Более того, нас не пугает, как много в современных мировых мультсериалах очаровательных носителей зла, одержимых желанием взрывать, убивать, захватить мировую власть и набить золотом личные подвалы. Мы защищены мультфильмами детства, где прописаны три главных секрета дураков и волшебников – любовь, свобода и доброта. Чтобы готовить нас и наших детей для жизни в мире радости.
Жил был пес
Сценарий: Эдуард Назаров
Режиссёр: Эдуард Назаров
Год создания: 1982
Винни Пух и все, все, все..
Сценарий: Борис Заходер, Фёдор Хитрук, Алан Милн
Режиссёр: Фёдор Хитрук
Год создания: 1969
Фильм фильм фильм
Сценарий: Владимир Голованов, Фёдор Хитрук
Режиссёр: Фёдор Хитрук
Год создания: 1968
Малыш и карлсон
Сценарий: Борис Ларин, Астрид Линдгрен
Режиссёр: Борис Степанцев
Год создания: 1968
История одного преступления
Сценарий: Михаил Вольпин
Режиссёр: Федор Хитрук
Год создания: 1962
Пластилиновая ворона
Сценарий: Александр Кушнер, Овсей Дриз, Эдуард Успенский
Режиссёр: Александр Татарский
Год создания: 1981
Бременские музыканты
Сценарий: Якоб Гримм, Вильгельм Гримм, Василий Ливанов
Режиссёр: Инесса Ковалевская
Композитор: Геннадий Гладков
Год создания: 1969
На краю земли
Сценарий: Бронзит Константин
Режиссёр: Бронзит Константин
Год создания: 1998
38 попугаев
Сценарий: Григорий Остер
Режиссёр: Иван Уфимцев
Год создания: 1976

Ну, погоди!
Сценарий: Феликс Камов, Аркадий Хайт, Александр Курляндский
Режиссёр: Вячеслав Котёночкин, Юрий Бутырин, Владимир Тарасов
Год создания: 1969
ТРОЕ ИЗ ПРОСТОКВАШИНО
Сценарий: Эдуард Успенский
Режиссёр: Владимир Попов
Год создания: 1978
Маша и медведь
Сценарий: Олег Кузовков
Режиссёр: Олег Кузовков, Олег Ужинов, Денис Червяцов, Марина Нефедова, Ольга Баулина, Роман Козич, Георгий Орлов, Наталья Мальгина, Влад Байрамгулов, Андрей Беляев, Илья Трусов
Год создания: 2008-2019
Гулливер
Сценарий: Александр Птушко, Григорий Рошаль, Самуил Болотин
Режиссёр: Александр Птушко
Год создания: 1935