НЕ ХОЧЕШЬ СМОТРЕТЬ НА ДУРАКА — РАЗБЕЙ СВОЕ ЗЕРКАЛО.

Очень краткая история дураков — от хаоса до наших дней

“Единственный наш долг перед историей — это постоянно ее переписывать”, — говаривал Оскар Уайльд. Был прав. Потому что многое в ней упущено. Вот, например, история дураков и дурости осталась практически не охваченной пристальным вниманием историков — лишь какие-то обрывки ее беспорядочно разбросаны на страницах разных книг. Подберем их и попробуем сложить…

Сначала был Хаос, то есть, “порядок, разрушенный при сотворении мира” (Е. Лец).

В нем и поселились все божьи твари, в том числе и дураки. Не стоит при этом забывать, что “древним символом изначального состояния мира был глупец, дурак, что глупость — некое сакральное состояние” (Г. Спенсер-Браун). Потом дураки, как и все прочие, создали богов и стали им поклоняться. Боги радости провозглашали: “Смех признал я священным; о высшие люди, научитесь же у меня смеяться!” — так говорил Заратустра.

А под чарами другого бога, Диониса, “в пении и пляске являл себя человек сочленим более высокой общины: он разучился ходить и говорить и готов в пляске взлететь в воздушные выси. Его телодвижениями говорит колдовство. Человек… сам стал художественным произведением” (Ф.Ницше). Прочие боги, ответственные за радость, вели себя примерно так же.


Самое раннее упоминание о дураках и потешниках встречаем мы у египтян — датируется оно эпохой Шестой династии (ок.2323 -2150 до н.э.), временем правления фараона Пепи II Неферкара. Шло время. Сообщество набирало силу: культ Диониса в Греции, в Сатурналии в Риме, всякого рода карнавалы и празднества, без которых человечество издревле не могло существовать, породили великое многоцветнее разных шутов, гистрионов, плясунов, шпильманов, фигляров, жонглеров, скоморохов, гаеров, масхарабозов, буффонов и клоунов, наконец. Без них не было праздника, а без праздника — какая жизнь?! “Веселье, друг, и лукавая шутка — это самое лучшее, что дал нам Бог, и самый лучший ответ на запутанные вопросы, задаваемые жизнью. Бог дал их нашему духу, чтобы благодаря им, мы заставили улыбнуться даже ее самое, суровую жизнь” (Т.Манн)

И распространились шуты да дураки по всему миру — во все уголки его, во все сферы жизни человеческой пробрались. “Дурость, сударь, гуляет по миру, как солнце; она светит всюду”,- любят повторять они вслед за Шекспиром. “Францисканские монахи называли себя “дурачками во Христе”, а сам святой Франциск был известен как “шут Господень…”. Францисканский “дурачок Христа ради” необычайно похож на индийского кунтарара, “дурака во славу Шивы”.

Суфии учат, что безумие — это один из путей религиозного просвещения, они себя называют “идиотами” и используют юмор в проповеди своей доктрины, иллюстрируя ее анекдотами о Ходже Насреддине; цель всего этого — потрясти слушателей и выбить их из привычно й колеи.

Еврейская пословица гласит: “Законченный дурак — наполовину пророк”.

 

Среди индейцев пуэбло в Новой Мексике существовало особое братство “деятелей радости” (кошаре). Одна из главных обязанностей — развлекать людей, особенно во время праздников. Они должны были быть остроумными и видеть смешную сторону в любой ситуации, петь, прыгать, кувыркаться и одеваться самым необычным и скандальным способом. А клоуны хопи, как считается, обладают духами-двойниками. Клоуны имеют специальные цветные метки на лице и теле или носят маски, исполняют ритуальные танцы и песнопения. Китайские буддистские монахи Хань Шань и Ши Дэ были “двумя братьями Маркс от буддизма, которые смеялись и плясали на торжественном шествии буддизма и конфуцианства”.

На острове Ява существуют своеобразные шуты-клоуны, которых называют “учителями” (киджаи) по той причине, что они, как считается, имеют более широкое представление о мире, чем другие люди, которые просто живут как живется. Эти шуты-”наставники” отождествляются с определенным классом мудрецов, чье учение включает в себя “мистические и радикальные взгляды, опасные для правящей иерархии. Культура Средних веков и Ренессанса была озарена идеей “дурака-мудреца”, этакого “глупомудреца”, или морософа (от греч. Morosophe) (Б.Отто)

Испокон веков создавались сообщества шутов, скоморошьи ватаги, шутовские гильдии и ордена, дурацкие корпорации. “Сама жизнь — постоянный праздник глупцов”, — начертано было на их знаменах. “Пижонская пехота” была одним из самых известных средневековых шутовских сообществ. Ее девиз “Не хочешь смотреть на дурака — разбей свое зеркало” остается актуален и сейчас.
А праздники дураков — трудно представить себе что-либо более бесшабашное и возмутительное. Во время этих праздников мир выворачивался наизнанку. В них принимали участие люди всех чинов и званий, а всем серьезным институтам противопоставлялись их смеховые подобия.
Любовь к празднику — главная черта дурака. Эта тяга в нем столь сильна, что некоторые договорились до того, что “не календарь, а Дух человеческий регулирует приход праздников — веселых и грустных. Так вот, если исходить из душевных потребностей, Рождество наступает ровно семь раз в неделю…
Хочется дожить до того времени, когда мы будем каждое утро желать друг другу “счастливого Рождества” и триста шестьдесят дней в году все мы будем целоваться под омелой. Касается это и других “праздников”. Придет время, когда каждое утро, мы будем танцевать вокруг майского дерева и каждый день до полудня дурачить друг друга первоапрельскими шутками. Глубочайший и истинный смысл Дня первоапрельского дурака, состоящий в том, что мы все до одного — дураки, слишком в наше время насущен, чтобы его утратить” (Макс Бирбом).

Эти глубокие мысли и факты истории, растолковывающие поведение наших предков, послужили причиной некоторых деяний дураков современности. Прежде всего идея справлять праздники по велению души — то есть каждый день — оказалась очень близка современному обществу дураков. Так и празднует оно доныне что угодно и когда угодно — не взирая на календарь. Приезжайте в Петербург и сходите на набережной Фонтанки в ресторан “Пурга” — там каждый день Новый год празднуют. И куранты в двенадцать бьют, и Дед Мороз со Снегурочкой подарки раздают. Кроме того, стало понятно, что опыт, накопленный поколениями, должен быть
осмыслен и усугублен собственными деяниями. Поэтому в 92 году минувшего века была создана на нашей российской почве Международная Академия дураков. Прежде, чем создаться, она провела свой Первый конгресс — в 88 году того же века. А еще раньше, в семидесятые годы упомянутого века, в Голландии дураки учинили свой фестиваль. И Короля на нем избирали.

И вот вновь настал момент, когда созыв Первого Всемирного конгресса дураков стал неизбежен. С чем мы вас и поздравляем, друзья!